История Древнего Востока, Древний Египет | Древневосточный словарь :: Ассириология - книги по Египту и Месопотамии, книги по истории Др. Востока, Вавилон
создание сайтов и логотиповИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА и ЕГИПТАГильгамеш
Восточный факультет СПбГУ Университетская наб., 11
КАФЕДРА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКАИстория Египта, Шумер
О нас| Книги | Публикации |Образование | Школьникам
  • Новости Ближнего Востока
  • Программы обучения
  • История и культура Древнего Востока. Энциклопедия
    • Проекты

     




      Книжная полка
    Ассириология и Египтология.
    Антология
    Книга об истории Египта и Ассирии
    купить книгу



        Шумер и Аккад
    Урук Ур Книги по истории
    Чатал Хуюк Зиккурат Вавилон культура Шумера Шумерская цивилизация
    История Египта и Вавилона фото Боги Вавилона и Шумера




    Главная / Древневосточный словарь


    Ассириология




    Ассириология, наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии и Ассирии, в широком смысле - весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (клинописью), в этом смысле А. охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию. К А. теперь обычно не относят угаритоведение, а также историко-филологическое изучение Древнего Ирана (хотя угаритская и древнеперсидская цивилизации тоже пользовались особыми разновидностями клинообразных письменных знаков, однако, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассирийской клинописью).
    Базу А. заложили в середине XIX в. археологические исследования О.Г.Лейарда (Англия) и П.Э.Ботта (Франция), обнаруживших на городищах Куюнджик, Нимруд и Хорсабад в Ираке многочисленные ассирийские письменные и художественные памятники IX-VII вв. до н.э., а также открытие Г.Роулинсоном (Англия) в Иране трёхъязычной (древнеперсидско-эламско-вавилонской) Бехистунской (Бисутунской) наскальной клинописной надписи персидского царя Дария I (около 521 до н.э.). Нередко основание А. ошибочно приписывают немецкому филологу Г.Ф.Гротефенду, который в 1802 произвёл частичную расшифровку древнеперсидского текста начальных строк двух трёхъязычных надписей Дария I и его сына Ксеркса (определив правильно 9 знаков). Но работа Гротефенда прошла почти незамеченной, и древнеперсидская клинопись была, в основном, независимо от Гротефенда, успешно дешифрована в 20-30-х гг. XIX в. усилиями Р.Раска (Дания), Э.Бюрнуфа (Франция), К.Лассена (Германия) и Г.Роулинсона (Англия); дешифровка же вавилоно-ассирийской клинописи удалась благодаря исследованиям, начатым в 40-х гг. П.Э.Ботта и др. во Франции и далеко продвинутым Э.Хинксом, а также Г.Роулинсоном и др. в Великобритании. Первое признание новая наука получила в 1857, когда был дешифрован текст ещё неизвестной ассирийской надписи: прорисовки этой надписи британское королевское Азиатское общество вручило одновременно в запечатанных пакетах французскому учёному Ж.Опперту, английским учёным Г.Роулинсону и У.Г.Фокс-Толботу и ирландскому учёному Э.Хинксу, переводы, сделанные этими учёными независимо друг от друга, совпали во всех главнейших моментах. Дальнейшие успехи А. в XIX в. (ещё вызывавшие ожесточённые споры) связаны с именами Дж.Смита (Англия), Ф.Ленормана и Ж.Менана (Франция), А.Г.Сейса (Англия), П.Хаупта (США), Т.Пинчеса (Англия) и Э.Шрадера (Германия).
    Ещё Э.Хинксом было обнаружено, что вавилоно-ассирийской клинописью записывались тексты на двух разных языках, из которых один (собственно вавилоно-ассирийский - в современной терминологии аккадский) принадлежал к семитской семье, а другой (ранее ошибочно называвшийся в науке аккадским - в современной терминологии шумерский) являлся языком неизвестного происхождения. На научную основу изучение аккадского (вавилоно-ассирийского) языка было поставлено немецким учёным Ф.Деличем (грамматика 1889, словарь 1896). Первые работы по изучению шумерского языка принадлежали П.Хаупту (США) и Ж.Опперту (Франция), однако долгое время само существование такого языка подвергалось сомнению. Ж.Галеви (Франция) и др. утверждали, что шумерские тексты - лишь особая тайнопись жрецов на том же вавилоно-ассирийском языке. Находка многочисленных подлинных шумерских надписей и хозяйственных документов III тыс. до н.э. Э. де Сарзеком (Франция) на городище Телло (древний Лагаш) и блестящее прочтение их в 1884-1905 французскими исследователями А.Амьо и гениальным ассириологом-универсалом Ф.Тюро-Данженом положили основание шумерологии как отдельной отрасли А.; было доказано шумерское происхождение вавилоно-ассирийской клинописи и всей культуры Вавилонии. Первая строго научная грамматика шумерского языка была опубликована А.Пёбелем (Германия) в 1923. Дальнейшие успехи А. в её узком смысле связаны в особенности с работами немецких учёных Г.Циммерна, Б.Мейснера, А.Унгнада, Б.Ландсбергера, В. фон Зодена, шумерологии - с именами немецких учёных А.Деймеля (сводный словарь шумерских идеограмм, применяемых в клинописи), А.Фалькенштейна, датского учёного Т.Якобсена, американского учёного С.Н.Крамера и др.
    В России первые ассириологические публикации принадлежали египтологам В.С.Голенищеву и Б.А.Тураеву (90-е гг. XIX в.). Первым русским ассириологом и шумерологом-профессионалом был М.В.Никольский, образцово издавший шумерские документы, собранные выдающимся палеографом Н.П.Лихачевым. Преподавание аккадского языка было начато в Петербургском университете П.К.Коковцовым. К числу русских и советских ассириологов, шумерологов и хеттологов мирового масштаба принадлежал В.К.Шилейко, занимавшийся особенно проблемами клинописной литературы.
    Находки в течение XIX - 1-й половины XX вв. урартских надписей на Армянском нагорье и в Закавказье, эламских надписей и документов на Юго-Западе Ирана, клинописного дипломатического архива фараонов в Амарне в Египте (см. Тель-эль-Амарнский архив) и многоязычного архива Хеттского царства на городище Богазкёй в Турции (см. Богазкёйский архив) включили в число языков, изучаемых А., урартский*, хеттский**, хурритский (Э.А.Спайзер, США, и др.), лувийский (Э.Ларош, Франция, и др.), палайский, хаттский и эламский.
    В XIX в. А. развивалась главным образом как подсобная отрасль в научно-критическом изучении Библии. В начале XX в., особенно в Германии, получил распространение панвавилонизм, безмерно преувеличивавший мировое значение вавилонской культуры и объявлявший Вавилонию местом происхождения едва ли не всех культурных достижений человечества (немецкий историк Г.Винклер, литературовед П.Йензен и др.). Повышенный интерес к А. в кайзеровской Германии был связан с попытками германского империализма проникнуть в Ирак. С XX в. А. становится одной из важнейших востоковедных дисциплин, в комплексе изучающей языки, культуру и историю древнего Ближнего Востока. Значение А. обусловливается тем, что её задача - исследование первой в мире (наряду с Египтом) области классовой цивилизации и возникновения цивилизации вообще. Однако ввиду исключительной сложности письменных источников и большого их жанрового разнообразия (хозяйственные и юридические документы, письма, эпос, религиозная лирика, басни, пословицы, царские надписи, хроники, учебные и научные тексты, ритуалы, гадания и многие др.), а также ввиду значительных изменений, которые в течение IV - I тыс. до н.э. претерпевали языки Ближнего Востока и самые знаки клинописи, до недавнего времени за рубежом развивались преимущественно текстологические, лексикологические и т.п. аспекты А. при большой дробной специализации внутри этой науки.
    В СССР А.П.Рифтин, ученик В.К.Шилейко, в 1933 возобновил преподавание А. в Ленинграде и явился основателем самостоятельной школы советских ассириологов-филологов. Позже традиция преподавания клинописи была введена в Тбилиси Г.В.Церетели, учеником П.К.Коковцова. Историю материальной культуры Ближнего Востока преподавала в Ленинграде Н.Д.Флиттнер.
    В начале 1930-х гг. в ходе дискуссий о марксистской периодизации мирового исторического процесса выдвинулся своими работами В.В.Струве, на ассириологическом и шумерологическом материале приведший аргументы в пользу преобладания рабовладельческого способа производства на Древнем Востоке и положивший начало советскому направлению социально-экономических исследований в А. Полемизируя с В.В.Струве, значительный вклад в социально-экономическую историю Шумера внёс А.И.Тюменев. Ныне советская школа историков занимает ведущее место в мировой А. Советские шумерологи и собственно ассириологи разрабатывают социально-экономические и правовые проблемы (М. А. Дандамаев, И.М.Дьяконов, Г.Х.Саркисян, В.А.Якобсон, Н.Б.Янковская и др.), а также проблемы языков (И.М.Дьяконов, И.Т.Канева, Л.А.Липин), литературы, искусства и фольклора (И.Х.Левин, В.К.Афанасьева). Большое значение имеет работа А.А.Ваймана по дешифровке архаических шумерских текстов конца IV - начала III тыс. до н.э. Успешно развивается советская хеттология (лингвисты Т.В.Гамкрелидзе, И.М.Дунаевская, В.В.Иванов, историки Г.Г.Гиоргадзе, Г.И.Довгяло, Э.А.Менабде и др.) и эламитология (Ю.Б.Юсифов). Ведущее место в мировой науке занимают советские урартологи. Большое значение имела публикация урартских памятников Закавказья ещё до Великой Октябрьской социалистической революции М.В.Никольским; впервые преподавание урартологии было начато в Баку, а потом в Ленинграде И.И.Мещаниновым, выдающихся достижений достигли советские урартологи как в области археологии (Б.Б.Пиотровский и др.), так и в области истории и филологии (Г.А.Меликишвили и др.).
    Центрами преподавания ассириологических дисциплин в СССР являются университеты в Ленинграде, Тбилиси и Ереване; небольшие, но очень интересные клинописные коллекции, собранные Н.П.Лихачевым и В.С.Голенищевым, имеются в Ленинграде (Эрмитаж) и Москве (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина); важны урартологические коллекции Еревана (Музей Армении) и Тбилиси (Музей Грузии). Исследования по А. в широком смысле ведутся в Ленинграде, Тбилиси, Ереване, Москве, Баку, Минске и Вильнюсе. Статьи по А. помещаются в журнале "Вестник древней истории" (с 1937), в непериодических изданиях "Переднеазиатский сборник" (М., с 1961) и "Кавказско-ближневосточный сборник" (т.1 вышел под названием "Восточный сборник", Тб., с 1960) и в других различных сборниках и учёных записках.
    Основными центрами А. за рубежом являются: Чикаго (Восточный институт), Багдад (Багдадский музей), Париж (Лувр), Лондон (Британский музей), Филадельфия (Пенсильванский музей), Рим (Папский библейский институт), Стамбул (Стамбульский музей), а также Прага, Берлин, Гейдельберг, Мюнхен, Лейден, Анкара, ряд университетских городов США и др. За последние годы в А. всё более видное место начинают занимать учёные Ирака, для которых изучение Вавилонии и Ассирии - это изучение великого прошлого их страны. Специальные журналы., посвященные исключительно или преимущественно A.: "Journal of Cuneiform Studies" (New Haven, since 1947), "Zeitschrift fur Assyriologie..." (В., since 1886), "Revue d'assyriologie..." (P., since 1884), "Revue hittite et asianique" (P., since 1930), "Archiv fur Orientforschung" (В., since 1923), "Orientalia" (Roma, since 1920), "Iraq" (I., since 1934), "Sumer" (Baghdad, since 1945), большое место уделяется А. в ряде общевостоковедческих журналов различных стран.
    Литература: Бузескул В.П., Открытия XIX и начала ХХ века в области истории древнего мира, ч.1- Восток, СПб,1923; его же, Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения древнего Востока, К.,1927;
    Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М.,1961;
    Постовская Н.М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1959 гг.), М.,1961;
    Дьяконов И.М., Языки древней Передней Азии, М.,1967.
    *: крупнейшие урартологи А.Г.Сейс (Англия), И.Фридрих (Германия), А.Гётце (Германия, США), И.И.Мещанинов, Г.А.Меликишвили (СССР), Ф.В.Кёниг (Австрия)
    **: крупнейшие хеттологи Б.Грозный (Чехословакия), Э.Форрер (Швейцария), Ф.Зоммер (Германия), Э.Стёртевант (США), А.Гётце (Германия, США), Х.Эелольф, И.Фридрих, А.Камменхубер (Германия) и др.
    д.и.н. И.М.Дьяконов

    Версия для печати

    Вы всегда можете найти книжные новинки по истории и Египтологии на сайте книжного интернет-магазина.

  • Мастаба.

    (19765)
  • Введение в словарь

    (10934)
  • Лугаль

    (9202)
  • Статья "Цивилизация Месопотамии и чужеземные этносы"
  • Проблемы возникновения месопотамской цивилизации и роль амореев и касситов в ее формировании. Династия Хаммурапи. Месопотамия в конце 3 - начале 2 тыс. до н.э.






    Обратная связь
      Похитившего писание ... ( — без ссылки на первоисточник) пусть бог Эйа похитит;
      Да не будет у него отпрысков и потомков. ;)

    создание сайтов и логотипов
    Культура древнего Шумера| Достопримечательности Египта | Чатал-Гуюк |
    История древнего Египта | Древний Вавилон| Мифы Древнего Востока |
    История строительства
    Пирамиды древнего Египта
    Оплата Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности VII тыс. до н. э. — середина II тыс. до н. э.
    книг по истории Египта и Шумера, Вавилона разработка логотипа и сайта


    История Древнего Востока